Аспасия Замис (Aspasia Zamis), наследница состояния греческого миллиардера Базила Гоуландриса (Basil Goulandris), заявила о махинациях управляющей компании, из-за которых «пропали» 83 картины классических художников, включая работы Ван Гога, Ренуара, Моне, Шагала и одиннадцать картин Пикассо. Дело о мошенничестве рассматривает суд швейцарской Лозанны. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на показания участников разбирательства, в том числе на двух неназванных обладателей копий уголовного дела.
Миллиардер и нефтяной магнат Гуландрис собирал живопись на протяжении нескольких десятилетий по инициативе своей жены Элизы. В 1994 году умер сам магнат, а в 2000 году — его жена. Принадлежавшие паре произведения искусства согласно завещанию распределялись специально созданной управляющей компанией Elise Goulandris Foundation. По завещанию треть состояния отходила племяннице магнате Аспаcии Замис и ее сестре, треть — другой племяннице магната, и еще одна треть — канадским племянникам супруги миллиардера.
Однако при дележе наследства выяснилось, что в коллекции недостает 83 картин, в том числе работы Ван Гога из знаменитой серии, изображающей оливковые деревья. Адвокаты управляющей компании предоставили договор, согласно которому в 1985 магнат якобы продал картины фирме Wilton Trading, зарегистрированной в Панаме. При этом владельцем фирмы являлась Мария Гуландрис, сестра жены магната, которая до своей смерти в 2005 году жила в Нью-Йорке. Это подтверждает сын Марии по имени Питер Джон.
Согласно договору, десятки картин были проданы всего за в общей сложности 31,7 миллиона долларов. При этом эксперты оценивают одну лишь картину Ван Гога в 120 миллионов, а рыночную цену всей «пропавшей» коллекции — в более чем 781 миллион долларов.
Аспасия Замис приводит множество доводов, подвергающих сомнению подлинность сделки. Например, она приводит документы, согласно которых магнат с женой сдавали якобы проданные картины галереям и выставкам, в том числе Музею современного искусства в Нью-Йорке. При этом в договорах с галереями собственниками указана греческая пара. Также некоторые картины продавались еще при жизни супругов, в том числе на аукционе Sotheby's, и в списке бывших владельцев ни одной из картин не фигурируют ни фирма Wilton Trading, ни Мария Гуландрис.
Также Замис обратила внимание на то, что вид бумаги, на которой напечатан договор о продаже, не был изобретен до 1988 года. А с 1988 года магнат не мог подписать никакого договора, так как страдал тяжелой степенью болезни Паркинсона и «не мог даже надеть очки». Помимо этого Замис добавляет, что картины постоянно находились в особняке магната, и даже приводит фотографию себя на фоне работ из конца 80-х годов.
Питер Джон Гуландрис объяснил в суде коллизию с картинами тем, что Wilton Trading после покупки якобы оставила картины на хранение у магната. Однако по словам гостивших у магната экспертов рынка живописи, пара всегда демонстрировала картины как свою собственность.
По словам Замис, больше всего ее удивило, что все остальные наследники встали на сторону Питера Джона и управляющей компании. Она никак не прокомментировала, считает ли она это сговором.
Прокурор Лозанны, ведущий дело, отказался от комментариев по ходу расследования.